Интересные факты о ковке и кузнецах

— Кузнецы — боги, полубоги, потомки богов. Во всех ранних языческих культурах человечества в пантеон главных (верховных) богов входил бог-кузнец или бог, так или иначе связанный с процессом обработки металлов, повелитель огненных стихий и покровитель ремесел. Примеры: Тор у скандинавов, Веланд (Воланд) у европейцев, Гефест (Вулкан) у греков. Секреты добычи руды и аффинажа металлов были строго законсервированы в кругу только посвященных. И как следствие, обрастали слухами и мифами. Таинственности добавляло использование в первых кузнях, помимо бронзы и меди, метеоритного железа, неземное происхождение которого уже тогда не вызывало особых сомнений. Ковка производилась в условиях секретности, работа велась с «небесным металлом», навыками обладали единицы, изделия ценились невероятно высоко — этих факторов вполне достаточно для возведения кузнеца на высшую степень иерархии в племени или раннем государстве. Дальше народное творчество: кузнецы — шаманы, колдуны, повелитель стихий, жрицы огня и так далее. Сама же ковка стала сродни священнодействию. Думаю, первые кузнецы и сами были не прочь нагнать тумана. На Руси богом-кузнецом был Сварог — прямой потомок Рода, посланный создать человеческий мир и устроить миропорядок. Кузнецы числились жрецами Сварога. Неоспоримая польза, приносимая сообществу, неизменно делала кузница положительным героем эпоса, мифов, сказок. Процесс превращения буро-красной глины (болотной руды) в необходимые в хозяйстве предметы и дивные украшения несведущей публике казался колдовством. Кузни всегда строились на особицу, во-первых, ввиду повышенной опасности возникновения пожара при плавильном процессе, во-вторых, для удобства снабжения рудой и углем. Даже односельчане старались не проявлять особого интереса к производству из-за множества примет и суеверного страха. На территории центральной России при раскопках находили артефакты кузнечного дела из стали датируемые V-VI веками н.э. Остатки найденного оружия и предметов быта свидетельствуют о высочайшем мастерстве художественной ковки приемников дела Сварога того времени. Изделия были не только искусно выкованы, но и изящно украшены. Применялась как бедная болотная руда, так и стали из относительно чистого железа, что свидетельствует о наличии науки рудознания и высокого уровня плавильного дела. Встречались сплавы и из «небесного железа». На смену Сварогу покровительство над кузнечным рукомеслом приняли христианские святые — кузнецы Кузьма и Демьян.

— Почему кузня без окон? Старинная кузня представляла собой сруб часто врытый в землю или имеющий насыпи на стены. Окна отсутствовали. Такая конструкция служила для удобства поддержания температурного режима, а полумрак облегчал кузнецу определение нужной температуры для ковки по цветам каления металла и характеру производимой при ковке искры. Правильное определение ковочный температуры непосредственно влияло на качество изделия. Ошибки в технологии «на глазок» стоили очень дорого, ведь железо и стали доставались тяжелым трудом и в ограниченном количестве.

— Температура ковки стали 850 – 1200°C. Много это или нет? Сегодня нас мало что удивляет, в том числе эти цифры. Но, представьте сельскую кузню, где несколько подмастерьев должны были потратить около часа, работая ручными мехами для разогрева одной детали на древесном угле. Для сравнения, природная лава течёт по склону вулкана, имея температуру около 1000°С. Для определения оптимальных ковочных температур, сегодня используется термопара или пирометр, а раньше все держалось на опыте.

— Железо – драгоценный металл. Именно так, драгоценнейшим металлом по степени полезности человечеству называли железо многие известные люди, например: просветитель В. Певшин (XVIII в.), химик А. Коренев (XIX в.), историк Я. Говер (XIX в.). С этим невозможно спорить, учитывая роль «простого» железа в прогрессе цивилизации.

— Ручная художественная ковка в XIX в. была вытеснена штамповкой и литьем, интерес к ней вернулся лишь в XX в., когда было создано кузнечное оборудование и многие трудоемкие операции стали механизированы,  что позволило изготавливать кованые изделия быстрее и качественнее.